info@pragmatt.ru
Услуги  |  Управление развитием бизнеса  |  Разработка стратегии развития и стратегическое управление

Разработка стратегии развития и стратегическое управление

Стратегическое управление - это формализованный процесс принятия стратегических решений и  реализации планов и программ их осуществления. Ключевым элементом этого процесса является стратегическое планирование, в ходе которого определяются этапы и планы достижения поставленных целей с учетом текущего состояния компании и ее ресурсного потенциала, а также факторов внешнего окружения. 

Действующая в компании система стратегического  управления позволяет:

  • Определять сильные и слабые стороны деятельности и направления работ по укреплению потенциала компании, приоритеты стратегического управления.
  • Сформулировать цели компании на долгосрочную перспективу, выстроить дерево целей организации, определить контуры стратегического планирования.
  • Обеспечить поддержку процессов оперативного реагирования организации на изменения внешней конъюнктуры.
  • Определять потребности  в ресурсах для достижения поставленных целей и реализации стратегических планов.
  • Улучшить рыночную позицию компании и повысить общую эффективность деятельности.

Процесс стратегического управления – циклический и  включает следующие основные этапы:

  • Стратегический  анализ (оценка имеющегося положения и показателей текущего состояния организации в проекциях «финансы», «продукты и рынки», «персонал», «процессы»).
  • Формулирование  стратегических целей (выбор на основе анализа и оценки  альтернатив с точки зрения выгод и рисков, связанных с реализацией планов их достижения).
  • Стратегическое планирование (планирование и реализация проектов, результатом которых явится достижение поставленных целей).
  • Стратегический контроллинг - контроль руководством компании ключевых показателей процесса реализации стратегии, при необходимости корректировка целей и стратегических планов. 
  • Получаемые на этапе контроллинга значения показателей  являются данными для оценки состояния компании по проекциям «финансы», «продукты и рынки», «персонал», «процессы» и служат основой для принятия управленческих решений. Т.е. процесс стратегического управления носит непрерывный характер.

 В ходе работ по постановке системы стратегического управления выполняются следующие работы:

  • Проводится анализ и делается заключение о состоянии компании. В ходе  стратегического анализа отслеживаются наиболее важные для компании стратегические факторы -   факторы внешней и внутренней среды, которые имеют высокую степень  влияния на функционирование организации. Цель анализа стратегических факторов - выявление угроз и возможностей внешней среды, сильных и слабых сторон организации (стратегический потенциал), а также ключевых бизнес-процессов и ресурсного потенциала компании.
  • Определяются долгосрочные цели организации. На основании оценки стратегических факторов формулируется стратегическая позиция компании и долгосрочные (генеральные) цели и критерии их достижения, определяются бизнес-процессы, подлежащие изменению и оптимизации. При разработке критериев достижения целей целесообразно использование методологии Сбалансированной системы показателей (ССП) по таким областям, как «продукты и рынки», «процессы», «финансы», «персонал». Определенный набор количественных показателей по каждой из проекций будет служить индикатором достижения поставленных целей в ходе реализации стратегических планов.
  • Проводится стратегический выбор. Стратегический выбор заключается в рассмотрении набора альтернативных стратегий и  выборе оптимальной из них для компании на основании оценки рассматриваемых вариантов.
  • Планируется  реализация стратегии. Существует три уровня стратегий (стратегических планов), образующих иерархическую структуру, где корпоративная стратегия   состоит из ряда деловых и функциональных стратегий развития, соответствующих уровню задач в компании.
    Корпоративная (портфельная) стратегия  описывает общее направление развития организации и способы управления различными видами бизнеса, чтобы достичь сбалансированности продуктового портфеля.
    Деловая стратегия (бизнес-стратегия) - стратегия развития и обеспечения долгосрочных преимуществ бизнес-единицы (производственного подразделения, работающего на определенном целевом рынке).
    Функциональные стратегии – стратегические планы функциональных подразделений компании на основе корпоративной и деловой стратегий. Функциональные стратегии определяют цели, мероприятия и проекты, необходимые для реализации стратегии (продажи,  производство, закупки, логистика, НИОКР, инвестиции, управление персоналом, информационные технологии и т.п.)
    Процесс планирования реализации стратегии включает в себя разработку взаимоувязанных стратегических планов для каждого из уровней. При разработке бизнес-планов подразделений и функциональных стратегий также при необходимости планируются мероприятия по оптимизации и постановке новых  бизнес-процессов, в том числе системы мероприятий по адаптации персонала и организационной структуры к изменениям, реформированию информационной системы и т.п..
  • Разрабатывается матрица ответственности по задачам. Персональное закрепление за топ-менеджментом ответственности за реализацию планов и задач. Формализация ролей и взаимодействия в ходе реализации стратегических и тактических планов.
  • Создается система мотивирования для топ-менеджмента и сотрудников компании на эффективное выполнение стратегических планов. Разработка Ключевых показателей эффективности (КПЭ), формулируемые для подразделения, руководителей и сотрудников  на основе принятой ССП), разработка системы оценки, мотивирования и развития персонала, являющейся частью общей стратегии развития бизнеса.
Смотрите также:
8 495 544-27-19
103045 г. Москва, Луков пер., 4
© 2006-2009 Pragmatic technologies